+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

В 2019 году причин внеплановых проверок станет больше

Содержание

Как госорганы проверяли малый бизнес в 2019 году

В 2019 году причин внеплановых проверок станет больше

В 2019 г. инспектора надзорных органов проверили 55% предпринимателей, показал опрос 2300 представителей малого и среднего бизнеса из 23 регионов России.

Этот опрос – часть ежеквартального исследования настроений малого и среднего бизнеса, проводимого Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и агентством Magram Market Research.

Нарушения нашли у каждого третьего предпринимателя, большинство получили штрафы.

Проверки – неотъемлемый элемент вывода экономики из тени, этот тренд продолжится, говорит эксперт по финансово-правовой защите бизнеса московского отделения «Опоры России» Сергей Елин.

По его наблюдениям, выросло не столько количество проверок, сколько размер претензий госорганов к предпринимателям в денежном выражении.

Но, как показало исследование, госорганы проявляли не одинаковую активность.

ФНС – чемпион

Наибольшее рвение, по мнению респондентов, проявляли налоговые органы: камеральную проверку налоговиков прошли 56% респондентов, а выездную – 20%.

Более трети (36%) указали, что их проверяли в ходе проверок их контрагентов (так называемые встречные проверки, не вошедшие в две вышеупомянутые категории налоговых проверок). На втором месте – Пенсионный фонд (24% респондентов).

Замыкает тройку самых активных Фонд социального страхования (ФСС, 23%).

По закону плановые проверки предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, говорит Екатерина Болдинова, партнер Five Stones Consulting. Однако внеплановые проверки, поясняет она, могут проводиться в любое время по любым жалобам.

У налоговых органов, например, подозрение могут вызвать небольшие налоговые отчисления, не соответствующие средним показателям отрасли, или несовпадение платежей начисленным суммам. Настораживают налоговые органы и значительные колебания финансово-экономических показателей компаний, рассказывает юрист.

Количество проверок по налогам выросло во многом из-за хорошей технической оснащенности ФНС, налоговики могут детально проанализировать информацию о каждом налогоплательщике и быстро выявить его слабые места, объясняет Никита Болтинский, ведущий юрист юркомпании «Юрлов и партнеры». Сыграла роль и установка государства на повышение собираемости налогов, замечает гендиректор юрфирмы Urvista Алексей Петропольский.

В кондитерскую компанию «Конфаэль» запросы из налоговой инспекции поступают чуть ли не еженедельно, говорит ее владелица Ирина Эльдарханова. Проверок производства (например, со стороны СЭС) стало меньше, чем раньше, и они только плановые, а налоговых проверок значительно прибавилось.

Поводом для запроса может стать, например, несвоевременная подача налогового отчета одним из контрагентов фабрики. Недавно, рассказывает Эльдарханова, пришел запрос по клиенту, с которым фабрика сотрудничала 10 лет, а потом он обанкротился.

Налоговики затребовали всю историю взаимоотношений фабрики с банкротом, говорит Эльдарханова.

Внеплановую камеральную проверку налоговой инспекции сейчас проходит и производитель молочной продукции «Братья Чебурашкины». Совладелец компании Владислав Чебурашкин рассказывает, что налоговики затребовали документы по контрагенту. А на предприятии незадолго до этого закончилась плановая проверка ФНС, которая продолжалась в течение двух лет с 2017 г.

Частота проверок объясняется легкостью проведения этой процедуры: большинство камеральные и не предполагают выезд на место, говорит Болтинский.

Например, раз в год предприятие подает налоговую декларацию, если у инспекторов возникают вопросы или сомнения, они тут же направляют запрос. Если разъяснений недостаточно, проверка продолжается.

Еще чаще возникают вопросы по декларациям по НДС, так как эти декларации подаются ежеквартально. Выездные проверки, говорит Болтинский, проводятся при значительных недоимках. В Москве порог – 20 млн руб.

В налоговых делах презумпция невиновности не работает – налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность и добросовестность. Невыгодное для налогоплательщика впечатление создается из-за разобщенности работы инспекций, где стоят на учете поставщики, и инспекций, где стоят на учете заказчики.

Территориальные инспекции, где стоят на учете поставщики и подрядчики, запросы коллег из налоговой инспекции, проверяющей заказчика, часто выполняют спустя рукава.

Они сообщают, что контрагент не явился на допрос или не предоставил документы, а инспектора, проверяющие заказчика, признают сделку сомнительной, доначисляют налоги и назначают штрафы.

Егор Горин

Партнер КСК групп, руководитель практики судебной защиты

Проверки по жалобам

Пятое место по активности, по данным исследования, занял Роспотребнадзор. В этом году он проверил соблюдение санитарных норм у 20% респондентов, а соблюдение прав потребителей – у 11%. Часто приходят к предпринимателям и чиновники из Ростехнадзора (на такие проверки пожаловались 13% респондентов). На шестом месте прокуратура (18%), замыкает список Ростехнадзор (13%).

«Братья Чебурашкины», которых сейчас проверяют налоговые органы, также проходят плановую проверку Роспотребнадзора, а также плановую проверку службы экологического контроля.

По словам Владислава Чебурашкина, за месяц до проверки госорганы прислали предприятию подробные анкеты из 200 вопросов, а потом начались проверки.

Штрафы, признается предприниматель, ему приходится платить довольно часто.

А в сеть кофеен «Правда кофе» Роспотребнадзор часто наведывается по жалобам, рассказал владелец Филипп Лейтес. Недавно, говорит предприниматель, клиент пожаловался в Роспотребнадзор, что видел в кофейне тараканов, и тут же пришла проверка.

Проверяющие запросили документы по вывозу мусора, проверили, насколько в кофейнях чисто. Штрафа не выписали. В другой раз экологическая служба пришла проверять, правильно ли в кофейне Лейтеса обжаривают зерна: кто-то пожаловался на дурной запах.

Проверяющие обследовали дымоход, а Лейтесу пришлось нанимать компанию-оценщика для замеров выброса продуктов сгорания в атмосферу. За оценку он заплатил 10 000 руб.

Как уверяет предприниматель, львиная доля жалоб исходит от конкурентов, которые под видом клиентов приходят в его кофейни, выискивают недостатки, а потом жалуются.

По наблюдению Сергея Гебеля, управляющего партнера юридической компании «Гебель и партнеры», жалобы, по которым начинаются проверки Роспотребнадзора, чаще всего поступают обоснованно. Клиенты жалуются на мелкие производственные и торговые компании, а также предприятия общепита, которые пытаются сэкономить и не выполняют все установленные требования.

К предпринимателям чаще стали ходить сотрудники ФСС – опять-таки по жалобам, говорит Гебель.

Таких проверок раньше было не много, но в последнее время они участились из-за жалоб работников малых и микропредприятий на невыплату декретных пособий и пособий по материнству, а также компенсаций в связи с несчастными случаями, объясняет Гебель.

На жалобы в первую очередь реагирует и Трудовая инспекция. По данным исследования, в этом году она проверила 19% респондентов. По словам Гебеля, чаще всего проверки связаны с жалобами на невыплату зарплат.

Лейтес вспоминает, что на «Правду кофе» наложили штраф во время плановой проверки Трудовой инспекции: по документам выяснилось, что одного из сотрудников неправильно рассчитали при увольнении.

Непримиримые

Согласно исследованию, нарушения по итогам проверок были выявлены у 34% компаний, из них 77% были оштрафованы. Как реагировали предприниматели? Львиная доля смирилась (68% респондентов). Больше половины оштрафованных не оспаривали наказание, так как посчитали их справедливыми и законными.

Некоторые боятся, что к ним госорганы станут относиться более предвзято (7%).

По мнению Болтинского, предпринимателю лучше добиваться досудебного урегулирования, а не бежать в суд: в суде налогоплательщику припомнят не только результаты текущей проверки, но начнут разбираться еще и в результатах предыдущих.

До 2017 г., рассказывает Горин, судебная система часто вставала на защиту налогоплательщика, но в последние годы ситуация изменилась: дел, завершившихся в пользу налогоплательщика, единицы.

Поскольку проверки стали тщательнее, то и доначисления налогов более обоснованны, чем 7–10 лет назад, и предпринимателю стало труднее доказать свою правоту, говорит Болдинова. Зато, отмечает она, неплохо работает так называемое досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган или в ФНС, на этом этапе часто снимаются многие претензии к налогоплательщику.

Как говорится в исследовании, 32% оштрафованных предпринимателей все же попытались оспорить штрафы – но с переменным успехом. 15% оштрафованных добились признания своей правоты, а 17% отстоять свои позиции не удалось.

Взято из источника: Ведомости

Источник: https://kskgroup.ru/press-center/news/kak-gosorgany-proveryali-malyy-biznes-v-2019-godu/

Налоговые проверки в 2019 году

В 2019 году причин внеплановых проверок станет больше
/ Обзоры / Налоговые проверки в 2019 году

Каждый раз при получении конвертов от ФНС, руки предпринимателей невольно колеблются от умозаключений касаемо содержимого.

И одной из самых неприятных категорий «писем счастья» является информация о предстоящей налоговой проверке. Впрочем, если сообщили — уже хорошо, ведь бывают налоговые проверки и без предупреждения.

В любом случае такие ситуации требуют базовых знаний и понимания того, как вести себя в подобных случаях.

статьи:

Что представляет собой налоговая проверка?

ФНС, как и любая другая государственная структура, требует надлежащего исполнения обязательств перед законом. Поэтому проверка со стороны налоговой инспекции является средством контроля физических или юридических лиц на предмет нарушения налогового законодательства.

Жадность людей, как известно, не имеет границ, и это говорит только о том, что проверки никогда не закончатся. Другое дело, что «охота» идёт не только на подозрительные цели, но и на добросовестных налогоплательщиков. А, учитывая то, что налоги должны платить практически все категории граждан и организаций, то и от проверок не застрахован никто.

По сути, процесс проверки налоговой инспекцией заключается в сопоставлении данных — тех, что были задекларированы, с фактическими. Положения о налоговом контроле закреплены законом в статье 82 Налогового кодекса.

Результатом мероприятия является составление акта налоговой проверки, который включает в себя полный список нарушений (если таковые имеются) и требования по их устранению. Подписанный инспектором акт должен быть отправлен проверяемому не позднее 2 месяцев с момента проверки.

Если получатель согласен с выдвинутыми требованиями, то он должен подписать акт и приступить к устранению нарушений. В противном случае составляется ответное заявление с указанием обстоятельств несогласия. На это выделяется 14 дней с момента получения акта.

Столько же выделяется на ответ контролирующего органа по заявлению.

Физические лица

Налоговая проверка физического лица — довольно редкое явление, поскольку современные условия для малого предпринимательства позволяют без особых тяжб вести бизнес официально.

Если же физлицо имеет существенный доход, не заявляя данные в ФНС, то, помимо штрафных санкций за незаконную предпринимательскую деятельность, он должен будет возместить недоплаченную сумму в бюджет.

Но, чтобы привлечь лицо к ответственности, должны быть проведены контрольные мероприятия по установлению факта нарушения, то есть налоговая проверка.

Незаконная предпринимательская деятельность — далеко не единственное, но самое распространённое нарушение налогового законодательства физическим лицом.

Разовые (не систематические) сделки физических лиц не требуют обязательной регистрации в качестве юрлица или ИП, но, тем не менее, должны быть задекларированы.

Ещё одной распространённой причиной проверки является контроль правильности расчёта имущественных вычетов.

Юридические лица

Особый акцент стоит сделать на контроле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку бизнес является основным источником пополнения налоговой казны.

В 99% под налоговой проверкой подразумевается контроль юрлиц и ИП. Причиной проверок является несоблюдение налогового законодательства, а именно статьи 23 НКРФ.

Наиболее распространённые случаи, являющиеся поводом для выезда налоговых инспекторов (или приглашения на камеральную проверку):

  • Ликвидация или реорганизация фирмы
  • Небольшой размер налоговых отчислений в сравнении со средними показателями по рынку в данной отрасли
  • Несоответствие платежей установленным законодательно
  • Значительное изменение результатов деятельности в сравнении с предыдущими периодами
  • Несоответствие сведений, переданных в ФНС, фактическим данным
  • Работа «в минус» на протяжении года и более
  • Не устранены раннее обозначенные нарушения
  • Приказ о проверке со стороны прокурорского надзора

Современные электронные системы позволяют в автоматическом режиме отслеживать все эти данные. И если ещё 10 лет назад нарушители оставались в тени, восхищаясь «хитрыми схемами», то на данный момент работать «в чёрную» попросту неэффективно — в итоге это встанет дороже.

Камеральная проверка

Это самый распространённый тип налоговой проверки, поскольку в этом случае не требуется физического перемещения инспекторов на место нарушения, что существенно экономит время.

Любые отчётные документы, поданные налогоплательщиком в ФНС, могут быть изучены в ходе камеральной проверки. На это выделяется 3-месячный срок с момента предоставления сведений.

Если по результатам проверки найдены нарушения, налогоплательщик вызывается в налоговую службу для дачи пояснений и устранения обнаруженных недочётов.

Выездная проверка

Причиной выездного мероприятия может стать недоверие к подаваемым налогоплательщиком декларациям.

Целью выезда инспекторов может стать изъятие определённых документов, отражающих сведения о доходах и расходах юридического лица или ИП, осмотр помещений, инвентаризация имущества.

И если камеральную проверку может организовать любой налоговый инспектор по своему усмотрению, то приказ на выездную проверку издаётся руководителем налогового органа или его заместителя.

Встречная проверка

Как такового, понятия «Встречная проверка» в Налоговом кодексе — нет. Тем не менее, этот вид проверки активно практикуется и называется он так по той причине, что камеральная или выездная проверка назначается не на организацию, а на её контрагентов. Таким образом, ФНС получает возможность сравнить экземпляры одних и тех же документов, полученных от разных организаций.

Плановая проверка

Название говорит само за себя — проверка планируется заблаговременно до её осуществления. График проверок подготавливается сотрудниками налоговой службы и заранее утверждается у руководства инспекции. При этом налогоплательщик получает соответствующее уведомление.

Внеплановая проверка

В случае подозрения на сокрытие отчётности организации, налоговая инспекция вынуждена организовать внезапное мероприятие, не давая возможность нарушителю «ускользнуть». Соответственно, такие проверки могут носить исключительно выездной характер.

Мероприятия налогового контроля

Каких именно действий стоит ожидать от инспекторов во время проверки? Всё зависит от целей и задач проверки, масштабности нарушений и способе самой проверки. Но, в целом, все мероприятия можно разделить следующим образом:

  • Осмотр офисных, складских, производственных и любых других помещений для поиска доказательств грубых нарушений
  • Допрос может проводиться в целях выяснения обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к делу
  • Вызов в качестве свидетеля — это тот же допрос, но только по месту нахождения налогового органа
  • Выемка документов с целью поиска подтверждения нарушений
  • Экспертиза, целью которой является, например, оценка имущества
  • Истребование документов предполагает, что представитель организации самостоятельно предоставляет документы в налоговый орган
  • Инвентаризация выполняется для того, чтобы сопоставить данные в документах с фактическими данными.

Налоговые органы вправе привлечь переводчиков и сторонних экспертов в тех случаях, когда выполнить мероприятие своими силами не представляется возможным.

Налоговые каникулы в 2019 и 2020 году

В конце 2018 года федеральным законом № 480-ФЗ был продлён мораторий на проведение налоговых проверок субъектов малого предпринимательства. Согласно этому документу, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года плановые проверки не коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, которые входят в Единый реестр СМП.

Исключение составляют субъекты, которые совершили грубые нарушения за последние три года или лишались лицензий. Кроме того, законопроект не касается компаний, работающих в сферах здравоохранения, теплоснабжения, образования и энергетики.

Сопровождение налоговых проверок

Если «письмо счастья» всё же к вам пришло, но у вас нет времени на изучение деталей, или же вы попросту не желаете сталкиваться с инспекторами лицом к лицу, рекомендуем обратиться за профессиональной помощью.

Специалисты по налоговым проверкам в максимально сжатые сроки изучат причину проверки, устранят пробелы в учёте, подготовят необходимый пакет документов и в случае нарушений со стороны проверяющих органов обжалуют результат.

Источник: http://just-ace.ru/obzory/nalogovye-proverki-2019/

Впервые за пять лет количество плановых проверок в отдельных регионах страны увеличилось более чем на 20%

В 2019 году причин внеплановых проверок станет больше

21 октября Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге представил аналитический отчет «Контроль и надзор в 2019 г. Новое и неизвестное в ожидании реформы», посвященный анализу проверочной деятельности в РФ.

Как следует из пресс-релиза к документу, последний описывает плановую и внеплановую проверочную деятельность в текущем году всех органов страны, занятых нефинансовым контролем (за исключением ФНС России, Банка России и контрольно-счетных палат).

В отчете проанализирована работа конкретных контрольных ведомств, а именно 10 самых активных федеральных органов власти. Среди них МЧС, Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор, Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор, МВД России.

Исследование опирается на данные Единого реестра проверок, уникальные данные о плановых проверках, собранные с сайтов прокуратур субъектов РФ и специализированных прокуратур, а также открытые данные ГАС «Управление».

исследования

В преамбуле аналитического отчета указано, что в России насчитывается свыше 221 вида государственного и муниципального контроля, свыше 500 разрешительных режимов, а подготовка и проведение только плановых проверок занимает как минимум 0,2% рабочего времени в стране или примерно каждый 500-й час. Исполнение обязательных требований контролируют десятки контрольно-надзорных органов федерального уровня, сотни – регионального и тысячи – муниципального.

Согласно международным рейтингам, Россия находится во второй сотне рейтинга качества регулирования Всемирного банка. Сейчас российское правительство в том числе занимается систематизацией и актуализацией обязательных требований, реализуя так называемую регуляторную гильотину.

Эти проекты перестраивают практически всю контрольно-надзорную деятельность в РФ (за исключением финансового контроля).

Авторы таких законопроектов дают проверочным органам дискрецию в выборе способов контроля при исполнении их титульной функции – минимизации вреда от нарушений обязательных требований.

«Современный российский подход к проверочной деятельности воспроизводит советскую модель контроля и надзора: в ходе проверочных мероприятий исследуется соблюдение правил и требований.

Инспектор сопоставляет формальные требования из действующих правовых актов с наблюдаемой им/ей в ходе проверки документарной реальностью.

Такая модель предполагает минимальную степень дискреции инспектора и гласность проверочных мероприятий», – отмечено в исследовании.

Согласно отчету, информация о плановых проверках в отношении юрлиц или ИП содержится в пяти источниках. Это ежегодный план проверок на сайте конкретного контрольно-надзорного ведомства, ежегодный план проверок на сайте прокуратуры субъекта РФ, сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры, ФГИС «Единый реестр проверок» (ЕРП), ГАС «Управление» (форма 1-Контроль).

Общее число плановых проверок в 2019 г. распределилось следующим образом: федеральные органы власти (189 704), региональные органы власти (36 201), органы местного самоуправления (2 455). При этом число внеплановых проверок (с января по август 2019 г.) было также сопоставимым.

Согласно исследованию, количество плановых проверок в России демонстрирует за последние восемь лет устойчивую тенденцию к снижению. «Но ситуация меняется в 2019 г.

, когда впервые заметное число регионов активизирует свою плановую проверочную деятельность», – отмечено в документе.

Также зафиксирован очередной рост плановых проверок по Закону о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля № 294-ФЗ.

Авторы аналитического отчета перечислили виды экономической деятельности, наиболее часто подвергающиеся плановой проверке.

Это образование (31,5%), торговля (13,4%), обрабатывающие производства (9,3%), здравоохранение и социальные услуги (7,9%), ЖКХ/недвижимость (6%), гостиницы/общепит (4,6%), сельское хозяйство (4,4%), прочие услуги (3,6%), культура/спорт/досуг (2,9%), строительство (2,8%).

Для внеплановых проверок ситуация отличается: торговля (19,3%), образование (19%), ЖКХ/недвижимость (15%), обрабатывающие производства (6,7%), сельское хозяйство (5,5%), строительство (5,3%), здравоохранение и социальные услуги (5,2%), транспортировка и хранение (3,9%), гостиницы/общепит (3,8%), государственное управление / военная безопасность (3,5%). Отмечено, что вышеуказанный перечень сильно отличается от распределения видов экономической деятельности у юрлиц и ИП.

Приведены распределения по форме собственности проверяемых лиц, возрасту зарегистрированных и проверенных лиц, типу и способу проведения проверок. Также проанализированы количественные показатели по проверкам, проведенным 10-ю самыми активными контрольными ведомствами.

Один из ключевых выводов исследования сводится к тому, что в 2019 г. количество плановых проверок в отдельных регионах страны увеличилось более чем на 20%. Это произошло впервые с 2014 г. Внеплановые проверки были сосредоточены в первую очередь на сфере недвижимости, а плановые – на сфере образования.

Одна из авторов отчета перечислила основные проблемы законодательства, связанные с контрольно-надзорной деятельностью

В комментарии «АГ» одна из авторов исследования, младший научный сотрудник ИПП ЕУ СПб Дарья Кузнецова отметила, что действующее законодательство, исполнение которого проверяют контрольно-надзорные органы, имеет ряд существенных проблем.

«Это и большой объем требований к проверяемым (по разным оценкам, их количество доходит до 2 млн), и постоянное их изменение. Еще в 2017 г.

мы писали о том, что примерно в половину из нормативно-правовых актов, требования которых проверяли надзорные ведомства, изменения вносились более 15 раз, 20% НПА изменялись за время своего существования больше 35 раз.

И это консервативная оценка, поскольку внесение в закон одного изменения может подразумевать десятки содержательных. Язык российских правовых актов, устанавливающих обязательные требования, становится все более сложным», – отметила она.

По словам соавтора исследования, в таких условиях прохождение даже плановой (то есть заранее известной) проверки – это серьезное испытание для юрлица или ИП, которым рано или поздно предстоит столкнуться с нею. «Государственный и муниципальный контроль – это большая нагрузка не только на бизнес, но и на сами контролирующие органы.

Его осуществляют более 50 федеральных и около 1500 региональных органов исполнительной власти, тысячи органов муниципального управления. В 2019 г. было проведено свыше 500 тыс. плановых и внеплановых проверок. И сопоставимое количество организаций через эти проверки прошли или пройдут к концу года (одно и то же юрлицо могут проверить разные ведомства).

Если в ходе плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения, то проверяемому грозит административный штраф или даже приостановление его деятельности. В отдельных серьезных случаях может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Также контрольные ведомства могут выдать предписания об устранении выявленных нарушений, их выполнение тоже требует ресурсов, а невыполнение влечет за собой штраф», – пояснила Дарья Кузнецова.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы исследования

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов отметил очевидность выводов исследования. «Во-первых, мы видим, что выросла активность МЧС, и это не удивительно.

Думаю, все помнят пожары в торговых центрах, которые возникали на фоне обострения геополитической обстановки, а также систематические эвакуации из таких ТЦ вследствие признаков пожара. Поэтому разумно, что усилено внимание к соблюдению противопожарных правил. Во-вторых, выросла активность Роспотребнадзора.

Здесь легко вспомнить проблемы с турфирмами, детскими лагерями, массовыми отравлениями, “санкционными” продуктами, сообщениями о которых пестрили новости. Логично, что государственный аппарат реагирует на эти события.

В-третьих, около 50% объектов проверок – организации, учрежденные государством или муниципальными органами власти. Это понятно, так как задействованы бюджетные деньги, созданные в том числе из средств налогоплательщиков», – полагает он.

В свою очередь, адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что при всех существующих на сегодняшний день минусах внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных их объективная необходимость не ставится под сомнение.

«Проведение проверок, в свою очередь, не является огульным и спонтанным, если исходить из норм закона. В ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ указан перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

Другое же дело, что на практике возникает достаточно большое количество злоупотреблений (со стороны как надзорных органов, так и самих инициаторов проверок, которые часто не являются одними и теми же лицами).

Распространенными являются ситуации, при которых так называемые “придирки” проверяющих органов выходят за рамки делегированных им полномочий. Кроме того, зачастую юрлица и предприниматели сталкиваются с искусственным инициированием проверочных мероприятий», – пояснила она.

Инициаторами проверок, по словам эксперта, могут быть обиженный уволенный сотрудник компании, потребитель работ/услуг компании, инициатива может также исходить от недобросовестных конкурентов.

«К сожалению, необходимо констатировать факт недостаточного урегулирования процедуры внеплановых проверок, что, в свою очередь, приводит к многочисленным нарушениям со стороны государственных органов.

Законодательная нелимитированность количества проводимых проверок приводит к их необоснованному росту, а это сказывается на общем состоянии бизнеса. Очевидно, что необходимо изменение законодательства в аспекте урегулирования части вопросов.

Урегулированию подлежат вопросы количества и оснований проверок; порядок установления обязательного наличия предварительного предписания со стороны контролирующих органов и ограничения сроков самих проверок. Нужно также ограничить предмет внеплановой проверки, который не может выходить за пределы проверки соблюдения требований по фактам, изложенным в обращениях и заявлениях», – полагает адвокат.

Нарине Айрапетян добавила, что представленный в отчете анализ интенсивности проверок, их территориального распределения, типа и способа проведения позволяет сделать некоторые выводы о том, что административная нагрузка на большое количество сфер жизнедеятельности сохраняется по сравнению с предыдущими отчетными периодами на том же уровне. «Соответствующее изменение законодательства определенно должно нивелировать ряд существующих проблем», – резюмировала она.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vpervye-za-pyat-let-kolichestvo-planovykh-proverok-v-otdelnykh-regionakh-strany-uvelichilos-bolee-chem-20/

Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2019 год

В 2019 году причин внеплановых проверок станет больше

Российский бизнес регулярно сталкивается с разного рода проверками со стороны различных государственных органов. Одним из наиболее активных проверяющих на протяжении нескольких лет остается Государственная инспекция труда (ГИТ).

В задачи данного ведомства входит проверка соблюдения требований трудового законодательства работодателями, вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Последние изменения в законодательстве, регулирующем трудовые отношения: завершение срока СОУТ, появление категории предпенсионеров, расширение проверочных листов – внесут определенные коррективы в работу инспекции при проведении контрольных мероприятий.

Трудовая инспекция: проверки 2019 года – что нового?

В октябре 2018 года вступили в силу изменения в приказ Роструда № 655 от 10.11.2017 г., предусматривающие новую редакцию проверочных листов, с помощью которых с 2018 года проводятся проверочные мероприятия инспекторами ГИТ.

Напомним, что проверяющие при контрольных мероприятиях используют только листы, относящиеся к теме проверки. Таким образом, инспектор получает исчерпывающую информацию по предмету проверки и не может задать лишних вопросов.

В настоящее время действует 133 проверочных листа, условно разбитых на следующие группы:

Работодатели имеют возможность заранее подготовиться к проверке – опросные листы находятся в свободном доступе на сайте Роструда, где их можно скачать. Кстати, многие работодатели уже используют их в своей работе с целью самостоятельного аудита трудовых отношений.

Еще одно событие в сфере трудового законодательства, которое окажет влияние на проверки трудовой инспекции завершение переходного периода с аттестации рабочих мест по условиям труда на специальную оценку условий труда (СОУТ).

31 декабря 2018 года было крайней датой, когда работодатели должны были завершить СОУТ на всех рабочих местах.

Исключение действует только для тех работодателей, у которых все работники трудятся удаленно, либо все должности (по штатному расписанию) вакантны – им СОУТ проводить не надо.

https://www.youtube.com/watch?v=GTVgADjFyjc

Теперь любой работодатель, который не провел СОУТ в установленные сроки, может быть оштрафован. Выявлять нарушителей будут с помощью ФГИС СОУТ – федеральной автоматизированной системы, в которую вносятся результаты спецоценки, а также при проведении проверочных мероприятий.

При этом в Роструде отмечают, что по нарушениям, выявленным в ФГИС, работодатели сначала получат предупреждение и полгода на их устранение. Если же факт непроведения СОУТ будет установлен в ходе проверки инспектором, то организация будет оштрафована. Напомним, что ст. 5.27.1. КоАП РФ предусматривает штраф для ИП до 10 тысяч, а для юрлиц в размере до 80 тысяч рублей.

Отдельных проверок ГИТ по спецоценке проводить не планирует, нарушения будут выявляться при контрольных мероприятиях по вопросам охраны труда.

Изменение пенсионного возраста повлияло и на изменение трудового законодательства, в котором появилась новая категория – «граждане предпенсионного возраста». Для данной категории предусмотрен ряд льгот и гарантий в сфере трудовых отношений, соблюдение которых также будут проверять инспектора трудовой инспекции.

Какие проверки ждут работодателей?

Государственная инспекция труда уполномочена проводить два вида проверочных мероприятий:

В зависимости от предмета и причины проверка может носить выездной или документарный характер. В первом случае проверяющий выезжает непосредственно в местонахождения проверяемой организации и находится там на всем протяжении контрольного мероприятия. Документарная проверка предусматривает предоставление инспектору пакета документов для проверки соблюдения требований законодательства.

Плановая проверка трудовой инспекции

Проводится в отношении определенного и ограниченного перечня работодателей по заранее сформированному календарному графику. План проверки трудовой инспекции на 2019 г. можно найти как на сайте ГИТ, так и на официальных ресурсах региональных прокуратур.

В данном документе можно найти не только проверяемую организацию, но и сроки проверки, её вид, а также предмет проверки.

Внеплановая проверка трудовой инспекции в 2019 г

Проведение незапланированных контрольных мероприятий законодательством строго ограничивается. Для её инициирования должен быть официальный повод, например, поступление информации о нарушении законодательства, контролировать соблюдение которого призвана трудовая инспекция.

Проверка по жалобе в этом случае — наиболее частый повод для начала незапланированного контрольного мероприятия. Проведение такой проверки предусматривает получение согласия органов прокуратуры и предварительного уведомления проверяемой организации.

На основе жалобы формируется тема проверки, и используются те же самые проверочные листы, что и при плановой проверке, а также проверяется информация по заявителю.

Внепланово проверяют и тех, кто должен был в установленный срок устранить нарушения по ранее выданному предписанию (например, по результатам плановой проверки). Руководитель ГИТ также может издать распоряжение о внеплановой проверке по требованию прокурора и по поручениям Президента и Правительства РФ.

Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

Источник: https://arenaprava.ru/drugoe/vneplanovye-proverki-trudovoj-inspektsii-na-2019-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.